Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

на главную | о музее | временные выставки | фонды | лица музея | публикации | новости | контакты

 

Г.А. Власова, Е.О. Белехова Продукция английской фабрики «Минтон» второй половины XIX в.:к проблеме атрибуции.

Статья опубликована в сборнике научных трудов преподавателей и аспирантов за 2007 –2008 гг. СПб., 2009. С. 43-49

Коллекция западноевропейских изразцов Музея прикладного искусства Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица насчитывает более 400 памятников XV-начала XX вв. Особое место среди них занимают декоративные панно английской керамической фабрики «Минтон», входившие до 1920-х гг. в собрание Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Они представляют собой наборы из нескольких кафельных плиток, декорированных раппортными композициями с геометрическими, растительными и орнитологическими мотивами. Подобные панно продавались как рекламные предложения керамических производств Англии, Германии, Голландии и других стран Западной Европы. Приобретение облицовочной керамики для Музея училища Штиглица объясняется учебными задачами, которые ставила перед собой художественно-промышленная школа на рубеже XIX-XX вв. в период формирования стиля Модерн. Сведения о декоративной архитектурной керамике Англии второй половины XIX - начала XX вв. в трудах отечественных специалистов не представлены. Наиболее полно данная тема освещается в работах иностранных авторов, например, в монографии английского и бельгийского историков и экспертов керамики Ханса Ван Леммена и Барта Вербрюгге (1). Авторы настоящей статьи использовали хронологические, биографические и архивные данные из их трудов. Для атрибуции продукции керамических производств Англии, выпускавшейся на рубеже веков, необходимо учитывать не только особенности маркировки, лицензирования и декоративного оформления, но и факты наследования или перепродажи производств.

Фирма «Минтон» была основана в 1793 г. предпринимателем Томасом Минтоном (1765-1836) в городе Сток-он-Трент графства Стаффордшир, который с середины XVIII в. считался признанным центром керамической индустрии Англии. Фабрика выпускала изделия из глино-каменной массы, фарфора, фаянса, подражавшие классическим образцам итальянской майолики, традиционной ближневосточной керамике, знаменитому севрскому фарфору, произведениям декоративного искусства Японии и Китая. Томас Минтон был уроженцем графства Шропшир и в начале своей деятельности работал у известного мастера - керамиста Джозайи Споуда (1754-1827). В 1788 г. Минтон переезжает в Сток-он-Трент и покупает там землю для строительства керамического предприятия. Его партнером становится Джозеф Поулсен, с которым он познакомился на фабрике Споуда. После смерти Поулсена в 1809 г. Минтон становится единоличным владельцем фирмы . (2)

В 1836 г. фабрика по наследству перешла к сыну Минтона Герберту (1793-1858). Под его руководством предприятие смогло занять лидирующее положение в производстве высококачественной и разнообразной по назначению керамики в викторианской Англии. В 1845 г. Герберт приглашает к сотрудничеству своего племянника Майкла Холлинса, и с этого времени предприятие уже носит название «Минтон, Холлинс и Ко» (Minton, Hollins&Co). Успешные эксперименты в области технологии и организации производства облицовочной керамики, декорированной в технике энкаустики (3) и прессования (4) , позволили значительно увеличить объемы выпускаемой продукции, превратив фабрику в современное индустриально развитое производство с высоким уровнем капитализации. Герберт Минтон руководил предприятием более двадцати лет. За эти годы оно заняло в данном сегменте английского и континентального рынка одно из ведущих мест. Например, число рабочих увеличилось с 50 в 1845 г. до 1500 во второй трети XIX в., а объем экспорта повысился до 500 процентов (5).

Декоративные плитки с маркой «Минтон» широко использовалась в оформлении как общественных интерьеров (соборов, ратуш, магазинов), так и частных зданий второй половины XIX – начала XX вв. не только в Британии, но и в других странах Западной Европы и Америки. Руководство фабрики привлекло к разработке новых проектов известного английского архитектора и декоратора, одного из лидеров так называемого «готического Возрождения» Аугустуса Огастеса Уэлби Пьюджина (1812-1852). В 1840-е гг. Пьюджин ради этого перешел в католическое вероисповедание. Он утверждал, что поступил так, желая как можно «правдивее почувствовать дух средневековой архитектуры». Плитками, созданными по проектам этого мастера, оформляли апартаменты Вестминстерского дворца в Лондоне и интерьеры многих британских церквей. Для фирмы «Минтон, Холлинс и Ко» Пьюджин проектировал декоративную керамику в неоготическом стиле (6).

В 1858 г. после смерти Герберта Минтона фирма перешла к его племяннику Колину Минтону Кэмпбеллу (1827-1885), чье увлечение восточным искусством – китайским фарфором, перегородчатыми эмалями, японскими лаками, резьбой по кости, турецкой керамикой, художественным арабским металлом - привело к изменению стилистических приоритетов в продукции фабрики. Кэмпбелл и Холлинс в 1868 г. аннулировали совместное владение фабрикой (7). Кэмпбелл организовал фарфоровое предприятие «Minton’s China Works», а Холлинс основал новое производство облицовочной керамики «Холлинс и Ко». Несмотря на разделение, Холлинс продолжал помечать свою продукцию маркой «Минтон», имея на это законное лицензированное право. Колин Кэмпбелл привлекал к сотрудничеству известных английских дизайнеров Кристофера Дрессера (1834-1904), Уильяма Вайса (1847-1889) и мастеров Севрской королевской фарфоровой мануфактуры Жозефа Франсуа Леона Арно(1816-1902) и Луи Марка Солона (1835-1913) (8) . Луи Солон в период с 1870 по 1904 гг. создавал для фабрики изделия, декорированные в технике пат-сюр-пат (9). Его сын Леон Солон, выдающийся дизайнер, также сотрудничал с Минтоном (10). В 1871 г. Кэмпбелл открыл студию художественной керамики в престижном районе Лондона - Кенсингтоне («Minton Art Pottery Studio»). Новое творческое объединение возглавил живописец Вильгельм Стефан Колеман (1829-1904), объединивший профессиональных дизайнеров и художников-любителей. После большого пожара, случившегося в 1875 г., студию не стали восстанавливать. Регистрационные марки Патентного бюро Лондона, которыми помечены английские плитки из коллекции Музея Прикладного искусства С.-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, в определенной степени упрощают их атрибуцию. Однако, этот ромбовидный штамп часто встречается и на других керамических предметах второй половины XIX-начала XX вв. - он защищал продукцию от незаконного копирования. Литеры и номера в углах ромбов соответствовали году, месяцу и дню, когда модель запускалась в производство. Подобные регистрационные марки позволяют весьма точно определить время производства того или иного изделия (11). Но необходимо учитывать и тот факт, что предприятия выпускали образцы на протяжении многих лет после регистрации в Патентном бюро Лондона.

В коллекцию Музея СПГХПА входят несколько плиток с регистрационными обозначениями. Например, парные плитки с изображением на белом фоне стеблей камыша и сидящих на его листьях птиц (12). Марка, помещенная на их тыльной стороне, соответствует 1870 г. Две аналогичные по композиции плитки, выполненные в другом колористическом варианте, также могут быть датированы этим временем (13). На аукционе Кристи, проходившем в октябре 2004 г. в Южном Кенсингтоне Лондона, были выставлены две плитки из коллекции Гарри Лайонса, идентичные музейным экземплярам (14). В фондах Национального архива в Ричмонде, западном предместье Лондона, хранится проект этих плиток (15). Возможно, он был выполнен Кристофером Дрессером, одним из самых успешных английских дизайнеров последней трети XIX в. Дрессер начал свою карьеру как ботаник. Он преподавал в Художественно-промышленной школе Южно-Кенсингтонского музея, основанного под патронатом принца-консорта Альберта после первой Всемирной промышленной выставки. В 1876-1877 гг. Дрессер совершил путешествие по Японии и собрал значительную коллекцию предметов быта, изучение которой в дальнейшем повлияло на творческий путь исследователя. Теперь его главным приоритетом становится работа с материалом и формой. Проектируя изделия из керамики, он активно использовал свои знания ботаники. В этот период, кроме японского искусства, дизайнера интересовали традиционные ремесла Древнего Египта и Азии, получившие своеобразное преломление в его произведениях. Студия, открытая Кристофером Дрессером в 1862 г. в Лондоне, создавала образцы для многих английских керамических фабрик, включая такие крупные производства как «Веджвуд», «Минтон» и другие. Дизайнер сотрудничал с фирмой «Минтон» в 1860-1880-х гг. Его роль в формировании художественной программы фирмы до сих пор остается неясной. Авторство Дрессера определяется по графическим проектам, сохранившимся в архиве фирмы «Минтон».

На некоторых плитках Музея СПГХПА кроме регистрационных знаков Патентного бюро стоят марки фабрики «Минтон». На плитках с изображением цветов и листьев дицентры (Dicentra spectabilis) на черном фоне стоит марка в виде земного шара. Подобные марки, оттиснутые в массе, датируются первыми десятилетиями XX в. Две плитки, декорированные каймой из стилизованных красных цветков на вертикальных стеблях с зелеными листьями и желтыми бутонами, помечены регистрационными марками 1869 г. (16) Проект этих плиток хранится в фондах Национального архива в Ричмонде (17). Возможно, он был выполнен Дрессером или его же учениками. Плитки с рельефным звездчатым орнаментом голубого цвета на белом фоне помечены регистрационной маркой 1877 г. и оттиснутым в форму названием фабрики «Minton Hollins&Co Patent Tile Stoke on Trent» (18). В каталоге керамики Музея ЦУТР барона Штиглица, изданном в 1899 г., А.А.Карбоньер определил эти плитки как французские (19).

В коллекцию Музея входят два керамических панно фабрики «Минтон». Плитки одного из них помечены рельефными марками «Minton Hollins&Co Stoke on Trent» (20), образцы второго панно - «Minton China Works Stoke on Trent» (21). В первом панно коричневые плитки с желтым растительным орнаментом в неоготическом стиле чередуются в определенном порядке с темно-зелеными. Можно предположить, что оно выполнено по проекту Огастеса Пьюджина, созданного в 1840-е гг. или уже после смерти архитектора, в 1860-е гг. На фабрике «Минтон» проекты Пьюджина использовались на протяжении долгого времени (22). Интересен тот факт, что декоративными плитками в неоготическом стиле выложены полы более сорока церквей и соборов графства Стаффордшир. В 1844-1858 гг. Герберт Минтон безвозмездно снабжал декоративной керамикой приходы этих церквей (23). Хоры и нефы готического собора в небольшом старинном городке Личфилд (Lichfield), построенного в 1200-1330-х гг., украшены минтоновской плиткой. В предместьях Сток-он-Трента плиткой фабрики «Минтон» облицованы полы более десяти церквей. Например, в местечке Хартшилле (Harthill) на средства Герберта Минтона в 1842 г. была построена церковь Святой Троицы. На другом панно Музея СПГХПА, состоящем из сорока плиток, на коричневом фоне изображены скалистый берег с пальмой, рядом в воде плавают две крупные рыбы. Панно обрамлено узким бордюром с белым геометрическим орнаментом. Появление подобного мотива на облицовочной керамике связано с увлечением японским искусством в странах Западной Европы. Развитие торговых отношений с Японией и ее участие в Международной выставке в Лондоне в 1862 г. открыло для британцев экзотический мир Дальнего Востока. Искусство каллиграфии и традиционные ремесла этой до недавнего времени закрытой страны нашли свое отражение в творчестве многих европейских мастеров. Одним из популярных мотивов в японской гравюре было изображение рыб в окружении водной и прибрежной растительности, чаще всего – карпов. Эту рыбу в Японии считают символом смелости, стойкости и упорства. Изображение карпа можно видеть на многих предметах декоративно-прикладного искусства стиля Модерн. Изучение английской архитектурно-декоративной керамики конца XIX- начала XX вв. из коллекции Музея прикладного искусства расширяет возможности учебного процесса на кафедрах художественной керамики и стекла, интерьера и оборудования СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Кроме того, это позволяет ввести в научный оборот новые сведения, скупо представленные в специальной литературе, и уточнить атрибуции памятников, входящих в собрание музея академии.

1 Hans van Lemmen, Bart Verbrugge. Art Nouveau Tile. Laurence King Publishing. 1999.

2 Marks and monograms on European and oriental pottery and porcelain with historical notices of each manufactory. By William Chaffers and Frederick Litchfield. London, 1912. P.716.

3 Техника инкрустирования керамических изделий цветными глинами.

4 Техника, изобретенная Ричардом Проссером в 1840 г. и впервые примененная на фабрике «Минтон».

5 См. http://www.thepotteries.org/index.html; также об этом – Marks and monograms on European and oriental pottery and porcelain with historical notices of each manufactory. By William Chaffers and Frederick Litchfield. London, 1912. Р. 717.

6 Hans van Lemmen, Bart Verbrugge Указ.соч. P.19.

7 Там же. Р.71

8 Этим мастерам разрешили въезд в Англию в 1870 г.

9 Pate-sur-pate-массой по массе, техника декорирования керамики жидкой фарфоровой массой (шликером) или ангобом (цветной глиной), создающей рельефный рисунок.

10 С 1895 г. начал работать на фабрике «Минтон».

11 Encyclopedia of british pottery and porcelain marks. By Geoffrey A.Godden. London, 1991. Р.526-527

12 Инв. № КР-614

13 Инв. № КР-612 На коричневом фоне аналогичный рисунок. Цветок в центре – розовый.

14 Christies South Kensington, London, Harry Lyons collection, 19 October 2004, Lot 31.

15 См.: www.nationalarchives.gov.uk . The National Archives, Kew, Richmond, Surrey. Проект зарегистрирован 28 февраля 1870 г., Minton & Co , регистрационный номер - 239239.

16 Инв.№ КР- 613

17 См.: www.nationalarchives.gov.uk . The National Archives, Kew, Richmond, Surrey. Проект. зарегистрирован 31 декабря 1870 г., Minton & Co , регистрационный номер - 237644.

18 Инв. № КР-2666

19 Карбоньер А.А. Каталог предметов глиняного, фаянсового и майоликого производств. СПб, 1899. Стр. 130-131.

20 Инв.№ КР-2669

21 Инв.№ КР-2672

22 Hans van Lemmen, Bart Verbrugge. Указ. соч. Р.19.

23 Annals of Diocese of Lichfield, past and present: being a Supplement to the Lichfield Church Calendar,(1859), Crewe,Newcastle-under-Lyme,pp83-88. Reprinted in Glazed Expressions 32, spring 1996. PP. 3-6.