Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

на главную | о музее | временные выставки | фонды | лица музея | публикации | новости | контакты

 

Е.О. Белехова, А.А. Решетник "Витражи открыли свою тайну"

Произведения декоративно-прикладного искусства нередко могут многое рассказать об истории, эстетических идеалах различных эпох. Так и витражи хранят интересные сведения о той стране, в которой они были созданы, о мировоззрении, социальном положении, обычаях людей, чьи дома они украшали. Витраж (от лат. «vitrum» - оконное стекло) представляет собой окно из цветного или расписного стекла изобразительного или орнаментального характера. Витражи органически включались в ансамбль интерьеров. Они не только оформляли пространство, но и организовывали его. Современный термин «витраж» появился лишь в 1900 году и восходит к французскому слову «vitrail», что означает «цветное стекло». А в начале XIX века цветные окна называли «транспарантами» или «живописью на стекле», позднее - «стеклянной мозаикой». Исключительная способность к синтезу света и декора определила невероятную популярность витражей на протяжении столетий. В отличие от Западной Европы витражное искусство в России имеет сравнительно недолгую историю. Хотя уже в Древней Руси в XI -XIII веках можно было увидеть цветные стекла в церквях Новгорода, Галича, Гродно. Традиции православной церкви запрещали писать на стекле религиозные сюжеты из-за хрупкости и недолговечности материала. В России большие витражные окна гражданских зданий также не были популярны, поскольку они плохо защищали от стужи в условиях сурового климата. В 1697-1698 годах Петра I, путешествуя по Голландии, Англии, Германии, обратил внимание на цветные окна в соборах и частных домах, Вернувшись в Россию, царь- реформатор и его единомышленники способствовали внедрению расписных стекол и витражей. Князья Голицыны, бояре Нарышкины украшали ими интерьеры своих дворцов. Спустя столетие, в 1820-е годы, когда в моду входят рыцарские романы Вальтера Скотта и увлечение Средневековьем становиться повсеместным, петербургские и московские зодчие включают в архитектуру цветные окна. Для чего специальным антикварным агентам в Германии и Швейцарии заказывались наборы старинных витражей. Страстным коллекционером цветных стекол был известный дипломат, служивший послом в Вене Д. П. Татищев (1767 -1845). Средневековые расписные стекла собирал и архитектор Огюст Монферран (1786-1858). Одним из интересных собраний старинных витражей в России считалась коллекция Музея Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица в Соляном городке. Начало ее формирования относится к 1886 году. Через несколько лет в 1899 году в Училище открылся класс живописи по стеклу, сыгравший важную роль в появлении мастерских и студий витражного дела в России в конце XIX - начале XX веков. Сегодня в Музее прикладного искусства Художественно - промышленной Академии им. А.Л. Штиглица хранятся 17 немецких витражей XVI - XVII веков, поступивших в 1954 году из Ленинградского Военно-исторического Артиллерийского музея войск и связи. Подготовка экспонатов к выставке произведений мебели, художественного металла, керамики XVI - XIX веков из фондов музея привела к более пристальному изучению этой коллекции, которое привело к удивительным открытиям. Витражи «нарушили молчание» и раскрыли свои тайны. Витражи, получившие название «кабинетных», стали популярны в XVI веке. В период Реформации и распространения идей Мартина Лютера происходит резкое сокращение церковного строительства. Смертельная чума, свирепствовавшая в это время по всей Европе, уносила миллионы жизней, в том числе и мастеров, владевших секретами витражного дела. Поэтому цветные стекла стали использовать лишь для небольших окон светских сооружений - частных капелл, городских ратуш, гильдий, домов состоятельных горожан. В изготовлении «кабинетных» витражей принимали участие известные живописцы, рисовальщики и граверы. Творчество Альбрехта Дюрера, Ханса Гольбейна Младшего, Ханса Зебальда Бехама, Франса Хьюса оказало огромное влияние на сложение изобразительного языка этого специфического вида монументального искусства. Изготовлением и монтажом цветных окон занимались целые семьи. Одна из крупнейших мастерских находилась в Нюрнберге. Ее основатель Фейт Хиршфогель Старший (1461-1525) обладал монопольными правами на производство церковных витражей, большая часть которых была выполнена его сыном Августином Хиршфогелем (1503-1553) – талантливым гравером и живописцем. Фейт Хиршфогель в своей работе неоднократно обращался к гравюрам Альберхта Дюрера, которые служили образцами для многих серебряников, ювелиров, стекольщиков. Витражи в XVI веке расписывались в технике «гризайль» (от фр. – серый), суть которой состоит в нанесении рисунка одной краской, черной или коричневой, во всех тональных переходах от темного к светлому. Для получения коричневого цвета применялась краска «шварцлот», получавшаяся из тонко растертой смеси окислов меди и железа с легкоплавким, иногда содержащим свинец стеклом. С помощью серебряной протравы - пасты, содержащей ионы серебра, после обжига, в результате диффузии получали стекло желтого цвета. В предыдущем столетии стекловары и стеклодувы достигли выдающихся результатов в получении чистого бесцветного листового стекла. Все эти факторы оказали благоприятное влияние на расцвет витражного искусства эпохи Возрождения. Основными сюжетами в оформлении «кабинетных» витражей, как и в предыдущий период, оставались сцены из Ветхого и Нового Завета. Одним из популярных сюжетов была притча о блудном сыне из Евангелия от Луки (гл.15:11-32), носившая нравоучительный характер - визуального назидания молодым людям. В коллекции Музея прикладного искусства имеются два витража, на которых изображены многофигурные композиции, иллюстрирующие эпизоды истории блудного сына. По архивным свидетельствам витражи были выполнены нюрнбергскими мастерами в 1586 -1600 годах. Центральные композиции обрамлены круглыми стеклами, которые со Средних веков называли «бычий глаз» (от. нем. – butz - утолщение ). В верхней части обоих витражей помещены фигуры Адама и Евы как символов Грехопадения. На одном из витражей на фоне пейзажа помещены фигуры всадника и коленопреклоненного пожилого мужчины. Персонажи одеты в костюмы, соответствующие моде конца XVI века, что характерно для ренессансного изобразительного искусства. Над фигурами помещен картуш с надписью по латыни «Lapsus. Wan der Lust Empfangen hatt so geb" Эти строки из Соборного послания апостола Иакова (гл.1:15) можно перевести как «Заблуждение. При рождении получил удовольствие и согрешил». Мы видим сцену прощания отца и сына, покидающего отчий дом в поисках легкой, счастливой жизни. Яркие цвета - синие, малиновые, фиолетовые, желтые, зеленые, серые придают сцене приподнято-радостное и вместе с тем напряженное состояние, соответствующее психологизму происходящего. На переднем плане парного витража изображены фигуры экономки на фоне пиршественного стола и дворецкого, левой рукой указывающего на веселящуюся компанию роскошно одетых мужчин и женщин. Над этой композицией помещена фигура Архангела Михаила изгоняющего из рая Адама и Еву. На картуше между ними надпись на латыни из Послания к галатам апостола Павла (гл.5:19): «Opera Carnis. Offenbar sind die Werck des Fleisches», которую можно перевести как «Время плоти. Плотские желания». На этом витраже мастер изобразил один из эпизодов притчи о блудном сыне, относящийся к периоду «роскошной жизни», наполненной музыкой, весельем, танцами и яствами. Цветовое решение композиции отличается богатством сверкающих ярких красок и оттенков, то вспыхивающих, то приглушающихся в зависимости от дневной освещения. Возможно, витражи музея в конце XVI века являлись частью цикла истории падения человека, утраты им своего предназначения ив конце концов его возвращения, то есть обретения им гармонии с самим собой. Еще одно клеймо в другом витраже иллюстрирует этот библейский сюжет. На поле клейма изображены четыре композиции в круге, выполненные в 1570 году в технике гризайль. Каждая из них посвящена четырем эпизодам евангельской притчи: отъезд из родного дома, расточительная жизнь на полученное наследство, унизительная нищета и жизнь в пастухах свиного стада, возвращение к порогу отчего дома и отцовское прощение. Роспись с мягкими тональными переходами создает иллюзию глубины пространства, наполненного теплым даже в пасмурную погоду светом, мягким и таинственным. К сожалению, имя мастера нам пока не известно. Но в процессе исследования удалось выяснить, что эти композиции были выполнены по гравюрам немецкого художника и графика эпохи Возрождения Ханса Зебальда Бехама (1500 -1550), хранящимся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. В знаменитом музее Виктории и Альберта в Лондоне экспонируются четыре бронзовые плакетки, выполненные Бехамом в 1600 году по этим гравюрам. Монохромные гризаильные медальоны оживляют яркие пятна серебряной протравы. Упругая линия рисунка, тщательная штриховая прорисовка деталей точно воспроизводят технику гравюры. Особый интерес представляют два витража, включающие по четыре клейма с изображением ветхозаветных Сивилл (с лат. sibylla - «божья воля»). В древности так называли прорицательниц, которые предсказывали будущее. На живописных стеклах изображены Тибуртинская, Самейская, Фригийская, Эритрейская Сивиллы, выполненные по гравюрам нидерландского художника Франса Хьюса (1522-1562), датируемым 1546-1562 годами. Они входят в собрание Рийксмузеума в Амстердаме. Известно, что этот художник часто в качестве образцов использовал рисунки Питера Брейгеля Старшего. И уже в 1546 году был зарегистрирован в антверпенской гильдии Святого Луки. Сивиллы на витражах музея написаны уверенной рукой талантливого мастера живописи на стекле. Светящиеся прозрачным желтым цветом серебряных протрав эти стекла были созданы в Нюрнберге во второй трети XVI века. На немецких «кабинетных» витражах мастера часто изображали эпизоды из жизни заказчиков, различные жанровые сцены и популярные аллегории. Наиболее ценными экспонатами коллекции музея являются расписные стекла с аллегорическими сюжетами и персонажами, выполненные в студии известного аугсбургского живописца и гравера Йорга Брея Старшего (1470/75 - 1537). Брей являлся одним из ярких представителей раннего северного германского Возрождения. Имя этого художника упоминается в трудах авторитетного ученого М.Я. Либмана: «В 1502 году он в Аугсбурге открывает большую мастерскую, где пишут картины и даже расписывают стены домов, делают рисунки для витражей и гравюр» . В 1516 году Йорг Брей создал серию эскизов для витражей с аллегориям «Семи ремесел» (Artes mechanicae). Два клейма из этой серии «Металлургия» (с лат. - «Metalaria») и «Кулинария» (с лат. - «Coquinaria») входят в коллекцию Музея прикладного искусства. Неизвестный мастер собрал их из расписных стекол, скрепив сегменты, с помощью свинцовой оправы. В этих окнах металлическая оправа уже не является конструктивной необходимостью как в средневековых витражах, а носит декоративный характер. Витраж «Metalaria» посвящен кузнечному ремеслу. В круге изображена сцена в кузнице. В центре, вокруг наковальни расположены три мастера, занятые своим делом. На кайме, обрамляющей центральную композицию, помещены различные кузнечные инструменты – молоты, щипцы, меха для раздувания огня, связки металлических прутьев и подкова «на счастье». Витраж «Coquinaria» посвящен кулинарному делу, которое уже в XII веке включили в список основных ремесел. Композиция вписана в круг, в центре которого мастер изобразил оживленную сценку, происходящую на кухне на фоне горящего очага с подвешенным над ним котелком. Мужчины в костюмах богатых горожан с интересом наблюдают за первой пробой кушанья одним из поваров. На окантовке медальона изображены кухонные принадлежности. В собрании Музея Виктории и Альберта в Лондоне хранится аналогичный витраж, атрибутируемый Йоргу Брею Старшему и датируемый 1520-1530 годами. В XVI веке мастера разрабатывают особый тип расписных стекол, так называемые «геральдические витражи». Со временем утвердился определенный иконографический стандарт подобных окон. Герб помещался на поле круглого медальона или прямоугольного панно, обрамленных стеклянными прозрачными оправами. Четыре клейма, хранящиеся в музее, относятся к данному типу. Изучение литературы по геральдике позволило определить имена заказчиков витражей и время их изготовления. Гербы, помещенные на клеймах, созданных неизвестным мастером в середине и второй половине XVI века, принадлежали знатным дворянским семьям города Нюрнберга таким как, Праун, Петц, Пёмер, Штаркен, Деррер, Хиршфогель. Главы этих семей входили в городской Совет и имели высокий статус, играя значительную роль в развитии города. Члены этих родов были адвокатами, судьями, крупными негоциантами, торговыми дилерами. Они оказывали значительную финансовую поддержку в строительстве общественных зданий в Нюрнберге и имели право, предоставляемое им городскими властями, быть увековеченными на витражах нюрнбергских соборов Св. Лаврентия, Св. Лоренцо, Св. Себальда, Св. Марфы. После революции 1917 года витражное искусство в России было уничтожено и казалось, что уже не возродится вновь. Но сегодня интерес к этому удивительному виду художественного творчества переживает подъем, а его раритеты вновь становятся объектом коллекционирования. Революции, войны, стихийные бедствия уничтожили множество старинных расписных стекол. Но благодаря активному собирательству, энтузиазму современных мастеров витража, декораторов интерьера часть цветных стекол удается спасти. И сегодня витражи, исполненные в различных техниках и стилях, украшают интерьеры частных домов, квартир и общественных зданий.