Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

на главную | о музее | временные выставки | фонды | лица музея | публикации | новости | контакты

 

Д. В. Легкова Класс резьбы по дереву центрального училища технического рисования барона А. Л. Штигилица.

Статья опубликована в сборнике "Месмахеровские чтения -2000" материалы научно-практической конференции 18-19 апреля 2000г.,С.29-35. СПб., 2001

Организация классов резьбы по дереву в художественно-промышленных учебных заведениях России относится к последней четверти XIX в., когда окончательно была выработана система подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства. До этого времени обучение осуществлялось в рамках ремесленной мастерской, где профессиональные знания и навыки традиционно передавались от отца к сыну, от мастера к подмастерью. Центры обучения резчиков по дереву начинают складываться в Москве в середине XVII в. (Оружейная палата), а в начале XVIII в. в новой столице - Санкт-Петербурге: «канцелярия строений домов и садов ее императорского величества», артели «охтинских плотников», «рисовальная палата» при Академии наук. Под руководством работавших по контракту в России иностранных мастеров ученики изучали не только технологию обработки древесины, но и рисовали, лепили модели из воска, составляли различные декоративные композиции. Новые сферы деятельности: развитие корабельного дела, интенсивное дворцовое и усадебное строительство, характерные для первой половины XVIII в., вызвали острую необходимость в мастерах-резчиках, раннее занимавшихся, главным образом, созданием иконостасов для монастырей и храмов.

Дальнейшее развитие искусство резьбы по дереву получает во второй половине XIX в. в контексте художественной стилистики историзма, когда мастера декоративно-прикладного искусства вновь обращаются к формам барокко и рококо, известных богатством и разнообразием пластики. Необходимость подготовки квалифицированных мастеров-резчиков, свободно владеющих навыками составления орнаментов и декоров различных исторических стилей, была вызвана и определялась современным развитием мебельной промышленности, увеличением спроса на художественную мебель, расширением ремесленных мастерских и фабрик. Именно в этот период организовываются художественно-промышленные учебные заведения, в основу концепции которых были положены идеи объединения традиционных ремесленных культур и новации промышленного периода. Одним из направлений в профессиональном обучении стала организация специализированных классов, в том числе и резьбы по дереву. В сентябре 1870 г. в Санкт-Петербурге при Императорском Обществе поощрения художеств открывается класс резьбы по дереву, «основанный с целью поднятия в среде мастеров, как технических, так и художественных совершенств»1. В октябре 1882 г. в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (ЦУТР) организовывается аналогичный класс, который возглавил выпускник Академии художеств, скульптор А. И. Адамсон, проработавший в этой должности до 1886 г.2 Точных сведений о том, кто преподавал в классе резьбы по дереву с 1887 по 1901 г., к сожалению, нет. Но некоторые архивные документы позволяют предположить, что в этот период классом руководил Гаспар де Камилли, совмещающий свою педагогическую деятельность в ЦУТР с преподаванием «резного искусства и лепки в Ремесленном Училище цесаревича Николая»3. Важно отметить, что все учителя были состоявшимися искусными мастерами-резчиками, рисовальщиками-орнаменталистами и скульпторами.

Программа класса резьбы по дереву, рассчитанная на два года, вытекала из практических задач ЦУТР, которые заключались в подготовке профессиональных художников-ремесленников для мебельного промышленного производства. Она предусматривала общие теоретический и практический курсы, включавшие в себя общеобразовательные предметы, а также обязательные художественные дисциплины. Ученики класса резьбы по дереву должны были владеть основами рисунка и живописи, уметь лепить, свободно проектировать современные или точно воспроизводить общественные и жилые интерьеры в исторических стилях, а также отдельные предметы декоративно-прикладного искусства. Подтверждением этого являются многочисленные работы учеников класса резьбы по дереву, в настоящее время хранящиеся в фондах ИЗО Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, которые отражают учебные задания, а также уровень общей художественной подготовки. К сожалению, оригинальных программ и методик специального обучения в классе резьбы по дереву в архивных документах ЦУТР не сохранилось, но подтверждением их существования могут служить работы, опубликованные в «Сборнике классных работ учеников ЦУТР барона А. Л. Штиглица» и сами предметы, изготовленные в мастерских Училища, которые сохранились до наших дней. Являясь конечным результатом программы класса резьбы по дереву, они позволяют проследить процесс обучения, включающий теоретический курс и практические упражнения в материале. Анализируя работы учеников, можно с уверенностью сказать, что методика преподавания в классе резьбы по дереву была основана на национальных традициях профессиональных школ по подготовке мастеров-резчиков. На начальном этапе ученики знакомились с материалом, учились технике и технологии его обработки. Применяя метод копирования, они выполняли несложные упражнения, в основном орнаментальные композиции и резные рамы. Причем образцами могли служить не только сами предметы, но и фотографии. При этом следовало предварительно вылепить модель, чтобы понять пластику копируемого объекта, а затем приступать к воплощению его в материале. Так, например, на первом году обучения Федор Богданов и Александр Ефимов выполнили резные рамы, Рудольф Мяги - «орнаментированную филенку орехового дерева с маскою внизу»4, а Иосиф Круковский - панно с орнаментами из цветочных ветвей, которое нашел «очень симпатичной по тонкости исполнения» В. В. Стасов 5.

После овладения техническими навыками ученики приступали к выполнению более сложных заданий - копированию предметов мебели и иногда скульптуры. Копированию с натуры предшествовало изучение памятника: обмеры, черчение предмета в разных ракурсах, выполнение шаблона, что позволяло определить точные размеры оригинала и выявить особенности его композиционного решения. Такой подход помогал ученикам лучше понять и проанализировать принципы формообразования и стилистику предмета. Причем, как правило, за образец брались экспонаты Музея ЦУТР или памятники из частных собраний. Так, например, Ф. Богданов выполнил копию стола в стиле Людовика XIV, находящегося в музее ЦУТР 6, А. Ефимов - копию стула-скабелло с итальянского оригинала XVI в. из коллекции Боткина 7, Р. Мяги копию барельефа Мадонны и копию головы Иоанна Крестителя с итальянского оригинала XV в. 8 Вместе с этим, на завершающем этапе обучения программа предусматривала выполнение разнообразных художественных предметов по собственным рисункам и моделям, а также по композициям учеников ЦУТР: рамы, табуреты, столы, консоли, библиотечки, полочки, скульптура и т. д.9 Помимо программных работ в мастерских Училища ученики класса резьбы по дереву выполняли заказы. В первую очередь к заказчикам можно отнести Музей ЦУТР. Так, например, в 1893 г. «для пополнения коллекции Музея копиями со старинных вещей была исполнена в Училище, учеником резного класса В. Лейстом, в течение двух лет, копия со старинного свадебного сундука итальянской работы эпохи Возрождения». В 1898 г. была приобретена копия итальянского свадебного сундука-кассоне работы И. Круковского10.

Программные и творческие работы учеников ежегодно выставлялись на отчетных ученических выставках-продажах в Музее ЦУТР. Вместе с тем «для наглядного ознакомления публики с тем вниманием, какое Училище оказывает на практике в деле исполнения предметов изящно-ремесленного производства» на многочисленных российских и международных выставках «в самом отделе Училища были размещены исполненные по рисункам и моделям учащихся вещи: резной из орехового дерева киот, резной стол в стиле французского Ренессанса...»11. Для усовершенствования своих практических навыков ученики класса резьбы по дереву во время летних каникул отправлялись на различные мебельные предприятия и фабрики: С. Г. Волковысского, И. П. Платонова, Ф. Ф. Тарасова, А. Г. Васильева, Ф. Ф. Мельцера. Эта практика, длившаяся от нескольких недель до двух - четырех месяцев, подробно отражена в многочисленных отчетах А. Шепелева, А. Тенеева, К. Коровайкова, Г. Березина, представленных администрации Училища. Из них мы узнаем, что практиканты изучали процесс выполнения мебели «с самого начала и до окончательной отделки», подробно знакомились со столярной конструкцией, разрабатывали шаблоны и делали рисунки стильной мебели, составляли композиции и проекты расстановки мебели в интерьере, «чертежи и планы комнат, перспектив и разные мелочи, как-то винты и замки»12.

Теоретические знания и практические навыки, приобретенные на уроках и в мастерских Училища, а также во время летних практик, обусловили широкий спектр возможностей учащихся для работы в различных областях художественного проектирования. Выпускники Училища могли выполнять практически любые предметы прикладного искусства для промышленного производства и для частного заказчика, участвовать в декоративном оформлении интерьеров. Это обстоятельство позволило ученикам класса резьбы по дереву, под руководством преподавателя Гаспара де Камилли, выполнить для нового здания Музея (1886 - 1896) модели для светильников (А. Ефимов и И. Круковский), декоративную резьбу и столярные филенки с выжженными на них орнаментами (Н. Новоструев, А. Ратлов, П. Смукрович, Е. Якобсон). Причем технику выжигания освоили и ученицы Училища (О. Бейдеман, Е. Владимирская, Е.Борисова, Е. Ободовская), о чем свидетельствуют документальные источники и немногочисленные авторские надписи на некоторых из них13. Вместе с этим ученики работали во многих дворцах Санкт-Петербурга: Аничковом и Строгановском дворцах, во дворце князя Владимира Александровича, где,например, Филоненко, Тихомиров и Романов выполнили орнаменты в технике выжигания на украшениях для одного из плафонов и на деревянной панели14. Но как бы ни были велики заслуги учеников класса резьбы по дереву в стенах Училища, на художественно-промышленных выставках и в общественной деятельности, «Совет ЦУТР б. Штиглица, в заседании 5 дня июня, принимая во внимание незначительное число учащихся в специальном классе резьбы из дерева, а главным образом то обстоятельство, что из означенного класса, существующего с 1882 года до сих пор не вышло ни одного практического деятеля по этой специальности, постановил с начала 1904-1905 учебного года закрыть класс резьбы из дерева с упразднением должности преподавателя сего класса»15.

Решение администрации ЦУТР о закрытии класса подтверждают сведения, которые удалось установить по сборникам классных работ учеников ЦУТР, личным карточкам учащихся и по другим архивным материалам. Но они не позволяют точно судить о ежегодном количестве учеников, так же не дают полного списка имен учащихся, посещавших этот класс в период с 1882 по 1905 г. Известны лишь некоторые статистические данные, периодически зафиксированные в Журналах Совета ЦУТР16. Важно отметить, что желающие учиться в классе резьбы по дереву, не всегда проходили курс обучения полностью. Многие из них переходили на другие специальные отделения, повторяя эту процедуру чуть ли не каждый год. Этот факт не объясняется лишь тем, что профессия резчика по дереву была в это время не востребована и из класса «не вышло ни одного практического деятеля», а скорее всего выбор той или иной специальности (класса) определялся личной заинтересованностью или другими субъективными обстоятельствами. Таким образом, проанализировав все имеющиеся на сегодняшний день документы, удалось установить имена некоторых учеников, посещавших класс резьбы по дереву в разные периоды: Иосиф Круковский, Федор Богданов, Александр Ефимов, Владимир Лейст, Рудольф Мяги, Владимир Редьзко, Павел Танеев, Каллиник Терещенко, Михаил Бондаренко, Геральд-Георг-Генрих Рудольф ГутанГутан, Павел Косулин17.

1 Макаренко Н. Школа ИОПХ (1839-1914). Петроград, 1914. С 64.

2 Аманд Иванович Адамсон (1855-1929). С 1876 г. учился в Академии Художеств у скульптора Александра Романовича Бока (1829-1895). В 1877, 1879 г. получил поощрительные медали. С 1886 по 1887 г. Адамсон преподавал в школе ИОПХ в классе лепления по воску. С 1887 по 1891 г. учился в Париже, где получил два диплома на Всемирной выставке и в Парижском Салоне. С 1901 по 1904 г. вновь руководил классом резьбы по дереву в ЦУТР.

3 Биографических сведений о Гаспаре Домениковиче де Камилли не сохранилось. Известно только, что параллельно с работой в ЦУТР де Камилли преподавал в Училище цесаревича Николая. Был известен как эксперт старинной мебели, выполнял мебель и резные декоративные композиции.

4 Сборник классных работ учеников ЦУТР б. Штиглица. СПб., 1898, табл. XXIV, 2 и табл. XXIV, 1.

5 Стасов В. В. Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. Т. 1., М., 1952. С. 12.

6 Сборник классных работ. 1899, табл. XXIV, 4.

7 Эта работа опубликована в «Сборнике классных работ учеников ЦУТР б. А. Л. Штиглица» за 1899 г. 6 февраля 1902 г. ее приобрелМузей ЦУТР и сегодня эта копия является экспонатом Музея ПИСПГХПА (инв. № МБ-38).

8 Сборник классных работ за 1902 г.

9 Сборники классных работ за 1898-1904 г.

10 Предположительно эти работы были выполнены с фотографии, так как в личных делах учащихся, хранящихся в архиве РГИА, сведения о том, что оба автора являлись пенсионерами, необнаружено, т. к. оригинал, с которого выполнил копию Круковский, находится в Лувре. Из некоторых архивных документов следует, что он был выполнен специально по заказу бывшего директораЦУТР - М. Е. Месмахера и приобретен Музеем в коллекцию мебелив 1889 г. В настоящее время обе работы находятся в коллекцииМузея ПИ СПГХПА.

11 Архив РГИА. Ф.790, оп.1, д.370. Л.107.

12 Архив РГИА. Ф.790, оп.1, д. 109-110.

13 Екатерина Борисова и Евдокия Ободовская выполнили имитацию техники маркетри на филенках кассапанок, находившихся в Аванзале Музея и являющихся частью архитектурно-художественного решения его интерьера. Предположительно кассапанки были выполнены по проекту М. Е. Месмахера, скорее всего в начале 1890-х гг., т. к. работы учениц датированы 29 ноября 1892 г.

14 Эту работу отмечал В. В. Стасов в своей критической статье о выставке двух художественно-промышленных школ: В. В. Стасов. Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений. Т. 2., М., 1954. С. 45.

15 Архив РГИА. Ф.790, оп.1, д. 135. Л. 6.

16 В 1892-1893 г. класс резьбы по дереву посещало 5 человек, в1902-1903 г.- 8 человек.

17 Круковский Иосиф - окончил ЦУТР в 1889 г. со званием ученого рисовальщика. Его копия итальянского свадебного сундука- кассоне выставлялась в 1896 г. на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Богданов Федор - время поступления и окончание ЦУТР установить не удалось, но его работы в классе резьбы по дереву опубликованы в «Сборнике классных работ учеников ЦУТР б. А. Л. Штиглица» за 1896-1898 гг. Ефимов Александр Егорович (р. 1869) - был вольнослушателем в классе резьбы по дереву с 1895 по 1899 г. Вновь ученик ЦУТР с 1906 по 1907 г. Лейст Владимир - окончил ЦУТР до 1895 г. Исполненная им копия итальянского свадебного сундука-кассоне в 1896 г. экспонировалась на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Мяги Рудольф - учился в классе резьбы по дереву в 1896, 1901, 1903 гг. После окончания ЦУТР со званием ученого рисовальщика с правом преподавания работал в Вятском среднем сельскохозяйственном техническом училище. Редьзко Владимир - посещал класс резьбы по дереву в 1902 г. Танеев Павел Лаврентьевич (р. 1889) - вольнослушатель ЦУТР с сентября 1902 г., с января до осени 1904 г. получил отпуск. В указанные годы посещал класс резьбы по дереву. Окончил ЦУТР в 1910 г. со званием художника прикладного искусства с правом преподавания, закончил специальный класс декоративной лепки. Терещенко Каллиник Мифодьевич (р. 1879) - вольнослушатель ЦУТР, в 1902-1904 гг. посещал класс резьбы. Окончил ЦУТР со званием художественного рисовальщика в 1913 г., с 1908 г.работал чеканщиком в Петербургской мастерской серебряных и золотых дел Либавина, летом 1910 г. работал чеканщиком в ювелирной мастерской Фаберже. Бондаренко Михаил Иванович (р. 1880) с января 1904 г. вольнослушатель ЦУТР, с 1905 г. - ученик. В 1904 г. посещал класс резьбы по дереву. Окончил в 1911 г. со званием художника прикладного искусства с правом преподавания. С 1912 г.помощник заведующего керамической мастерской Училища, а в1918-1922 г. профессор-руководитель керамической мастерской. Гутан Геральд-Георг-Генрих Рудольф Максимилианович (1881) - вольнослушатель ЦУТР с сентября 1901 г. В 1904 г. посещал класс резьбы по дереву. Косулин Павел Семенович (р. 1881) - вольнослушатель ЦУТР с января 1901 г. В это время посещал класс резьбы.