А.А. Решетник Образ в скульптуре - образ времени

На выставке «Фарфоровая пластика XIX – XX вв.: стили и образы» представлены работы выпускников кафедры архитектурно-декоративной керамики, стекла и пластмасс Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (ЛВХПУ им. В.И. Мкухиной) и факультета художественной керамики Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) из фонда студенческой керамики Музея прикладного искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Коллекция начала складываться в 1952 году. Первыми экспонатами этого фонда стали работы выпускников МИПИДИ, выполнение до 1950 года. Позднее коллекцию пополняли курсовые и дипломные работы выпускников ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, а также произведения выполненные ими во время летних производственных практик на ведущих заводах страны.

В фарфоровой скульптуре находят отражение самые разнообразные стороны жизни, явления и события. На выставке представлены произведения 1950 - 1980 - х годов, демонстрирующие изменения происходящие в отечественном декоративно-прикладном искусстве: поиски новых сюжетов, форм, технологических приемов. Среди произведений, представленных на выставке, выделяется дипломная работа Александрова «Строители» выпускника Московского института декоративного и прикладного искусства факультета художественной керамики выполненная до 1950 года из фарфора с подглазурной росписью и дополнением надглазурной росписи золотом. Триптих посвящен одной из важнейших тем этого периода - советским рабочим профессиям. Композиция исполнена в духе социалистического реализма, с доскональным изображением всех атрибутов, указывающих на профессию, но в этой работе нет уже свойственного «сталинскому ампиру» идеологического подтекста «строителя светлого будущего». Это уже более интимное изображение, но в нем еще чувствуется некая статичность и монументальность. Впервые эта квалификационная работа экспонировалась на выставке «Ленинско-Сталинский Комсомол», прошедшей в Москве в 1950 году.

С конца 1950-х гг. - начала 1960-х гг. намечается перелом в декоративно-прикладном искусстве. Это во многом связано с наступлением в политической и общественной жизни так называемого периода «хрущевской оттепели», характеризуемого интенсивным развитием и обновление всех видов искусства.

В связи с изменением принципов жилой среды происходит переосмысление значения декоративно-прикладного искусства, его роли в интерьере. Эти изменения коснулись и керамики. Она как вид искусства из сферы художественного ремесла переходит в разряд профессионального творчества. Утверждается особая ценность ее декоративных качеств. После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского ампира, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой. Наличие определенной доли свободы выбора в решении творческих замыслов вызвало к жизни создание произведений посвященных не только важным событиям в жизни страны. Особое место начинает занимать детская и сказочная тематика, которую мастера ДПИ воплощали с искренней любовью и художественным вкусом.

Изменения, происходящие в политической, общественной и культурной жизни страны не могли не сказаться на учебной программе и заданиях учащихся.

Русские народные сказки, насыщенные острыми, своеобразными образами нередко привлекали внимание учащихся ЛВХПУ. Ярким примером этому является скульптурная композиция, посвященная русской былине «Садко», и состоящая из четырех персонажей - Садко, Любавы, Моского царя и Морской царевны. Это часть «Парадного сервиза» из двадцати пяти предметов. «Садко» - квалификационная работа выпускника факультета архитектурно - декоративной керамики ЛВХПУ им В.И. Мухиной Б.Д. Быструшкина. Она была выполнена под руководством заведующего кафедры В.Ф. Маркова в 1954 году из глазурованного фарфора и бисквита на заводе «Красный фарфорист» в г. Чудово, Новгородской области. В работе видно прекрасное понимание пластики фарфора, конструктивных и технологических особенностей материала. Отличительной чертой дипломной работы является выразительность и предельная точность изображаемых образов, живость композиции, богатая детализация. Художник проявил себя как виртуозный лепщик, уделил особое внимание изображению лиц, характеру одежды, причесок, тщательно проработал все детали путем процарапывания орнамента на бисквите. Впоследствии варианты работы автор неоднократно использовал в своем творчестве. Для Бронницкого фарфорового завода «Пролетарий (Возрождение)» он создал макет скульптурной группы «Садко и Волхова», а на фарфоровом заводе «Красный фарфорист» для массового производства выпустил незначительно изменённый вариант дипломных скульптур, а также в 1963 году видоизменив и переработав форму, он исполнил сервиз «Волхов», который в 1964 году был представлен в семи вариантах на Зональной выставке «Ленинград».

Близкой по тематике являются наполненные юмором и насмешкой анималистические группы, посвященные басням А.И. Крылова: «Лиса и бобер», «Мартышка и медведь», «Осел и Соловей». Дипломная работа Л.В. Шлидерман была выполнена под руководством В.С. Драчинской в 1958 году. В скульптурной форме автор раскрыла живые образы персонажей басен, метко характеризуя их, останавливаясь на наиболее типичном. Обращенные друг к другу, композиционно образуют цельную, связанную действием группу. Замысел художника ясен, понятен и прост. Автор придала героям специфический комический уклон в модернизированных формах, очеловечивая их.

В этот период в фарфоровой скульптуре значительно расширяется круг разрабатываемых тем - общественно-политические, литературные, сказочные, тема материнства. Отдельное место занимают «зарисовки» из жизни обычных людей, выполненные будто с натуры, причем человек воспринимается уже как индивидуальность со своим характером, эмоциями и переживаниями. Необыкновенно метко охарактеризованы люди в жанровых композициях Г.Б. Садикова «Модница», «Стиляги», «Чиновник и Подхалим», «Сплетницы», выполненные им в 1957 году. Новизна работы ощущается в остром сюжетном решении, во взаимодействии изображенных лиц. Едкая ирония, а где-то добродушный юмор пронизывает эти произведения. Художник продемонстрировал разнообразие образов, высмеивая черты характера персонажей или ситуации. Фигуры привлекают внимания пластической выразительностью жестов и насыщенным колоритом. Художник показывает нам всю пошлость изображаемых героев добиваясь этого комической выразительностью поз, жестов, мимики. Легко и естественно располагается по белому блестящему объему красивая, написанная чистыми тонами роспись, подчеркивающая форму, усиливающая характерность образа. Помимо готовых скульптурных композиций Г.Б. Садикова на выставке представлено и так называемое «белье», как один из подготовительных этапов создания декоративной фарфоровой скульптуры.

С 12 декабря 2014 года по 15 марта 2015 в Тверской областной картинной галерее прошла выставка «Оттепель». В экспозиции были представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптурная пластика периода 1950 – 1960-х годов. Среди экспонатов были и авторские повторения декоративных скульптур Г.Б. Садикова, представленных на выставке «Фарфоровая пластика XIX – XX вв.: стили и образы».

Ко второй половине 1960-х - началу 70-х годов декоративная керамика вступает в активный период своего развития. Это время отмечают в искусствоведении как «керамический бум». Пафос отстаивания своих прав заканчивается, увлечение материалом, его декоративной палитрой стихает, формально-технические эксперименты с глиной и обжигом уходят из центра внимания художников. Вопросы ремесла решены, в исполнительской манере ценится главным образом самостоятельность, «авторская техника», индивидуальный почерк. Условность декоративного языка позволяет керамистам открывать новые аспекты реальности, углубиться в интеллектуальные и эмоциональные сферы человеческой личности.

Не остались в стороне от новых веяний и выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, что можно наблюдать на дипломных работах данного периода.

Отличительной чертой скульптурной композиции В.В. Байкова «Музыканты», выполненной в 1976 г. под руководством талантливого художника-керамиста, архитектора В.С. Васильковского является лаконичность объемов, обобщенность форм, сдержанность цветовой гаммы. Автор добивается выразительности, акцентируя внимание в первую очередь на форме. Роспись и материал здесь не играет главенствующей роли. Нижняя часть у всех фигур решена одинаково в отличии от верхней, где хоть и условно, схематично, без детальной проработки изображено движение. Создается ощущение ритма. Каждая скульптура сама по себе является законченным произведением, но еще большее звучание фигуры обретают при взаимодействии друг с другом, создавая ощущение целостности. Ансамбль как бы начинает играть. Дипломная работа выполнена на Ленинградском фарфоровым заводе им. В.М. Ломоносова и в мастерских ЛВХПУ им. В.И. Мухиной в трех вариантах из фарфора и фаянса, в технике надглазурной, подглазурной росписи и росписи солями, чем художник продемонстрировал разнообразие технических приемов и художественных решений.

Завершает экспозицию дипломная работа Л.Н. Алиевой «Молодая семья» выполненная в 1981 году на заводе Конаково под руководством профессора В.Ф. Маркова. В скульптурной группе художник изобразила счастливую семейную пару с ребенком на прогулке. Проблема передачи движения решена путем закручивания фигуры в пространстве. Композиция наполнена любовью и нежностью. Работа исполнена в двух вариантах: одна из фарфора с подглазурной росписью и крытьем, вторая из фаянса с росписью по терракоте. С помощью удачного сочетания формы, материала и комбинирования различных техник выпускнице удалось придать композиции особое звучание и выразительность.

Работы, представленные на выставке, позволяют проследить стилистические и технологические поиски учащихся ЛВХПУ им. В.И. Мухиной в художественной керамике разных периодов. Выставка дает возможность посетителям музея и студентам Академии расширить свои знания в области керамики, ознакомится с разнообразными техниками и творчеством выпускников кафедры художественной керамики второй половины XX века, ныне известных керамистов Санкт-Петербурга и России.