Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

на главную | о музее | временные выставки | фонды | лица музея | друзья музея | контакты

 

Фонд керамики и фарфора
   

 

В фонд керамики Музея входит более 4000 предметов. Основой собрания, сложившегося после возрождения в 1945 г. Учебного музея ЛВХПУ, стали произведения, переданные Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Научно-исследовательским музеем Академии художеств СССР.
В июле 1952 г. постановлением Совета Министров СССР № 3329 ЛВХПУ было объединено с Московским институтом прикладного и декоративного искусства. Разнообразное по составу собрание музея института, сформированное в 1940-е гг.  экспонатами Музея нового западного искусства, Третьяковской галереи, Оружейной палаты, Музея восточных культур, Исторического музея, Музея архитектуры им. А.В.Щусева, так называемыми «конфискатами» значительно пополнило фонды музея ЛВХПУ. Поступившие из МИПиДИ изделия фарфоровых заводов Ф.Я. Гарднера, А.Г. Попова, Ф.С. Батенина, А. Миклашевского, братьев Тереховых и А.Ф. Киселева, А.Т. Сафронова, братьев Корниловых составили небольшую коллекцию, показывающую ассортиментное и стилистическое разнообразие продукции этих заводов, ориентированной в XIX в. на вкусы дворянства и купеческого сословия.
Императорский фарфоровый завод представлен отдельными бытовыми и декоративными изделиями, датируемыми 1770 - 1910 гг., переданными из Эрмитажа в 1948 г. Это предметы из известных дворцовых сервизов: «Повседневного» («Ординарного») с цветочной росписью в «саксонской манере», «Кабинетского» с изображением итальянских пейзажей и архитектурных памятников, банкетного «Готического сервиза», поднесенного Николаю I к празднику Рождества Христова в 1833 году. Вазы в стиле шинуазри, карсельская лампа в этом же стиле, ваза-попурри, подражающая «яшмовым массам» знаменитого английского керамиста Джозайи Веджвуда и другие изделия демонстрируют стилистические и технологические поиски мастеров ИФЗ на протяжении целого столетия.
Коллекции китайского и японского фарфора составлены в основном из предметов, возвращенных Эрмитажем в послевоенные годы. Многие из них входили в собрание Музея ЦУТР и были приобретены на европейских аукционах, у частных лиц, антикварных дилеров в конце XIX -начале XX века. Сосуды «гуань» для подношения новогодних подарков, вазы «мэйпинь», курильницы, сосуды для мытья кистей, коробочки для письменных принадлежностей, стаканы для кистей, бутыли в виде двойной тыквы, чаши для овощей и риса, сосуды для воды, блюда и тарелки, фигурки и чайники были созданы в период правления Цинской династии (1644-1911) в мастерских Цзиндэчжэня (провинция Цзянсу), Дэхуа (провинция Фуцзянь) и других центров. Особенно полно представлен фарфор времени правления императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна (1662-1795).
Коллекция японской керамики насчитывает сравнительно небольшое количество экспонатов, главным образом, XIX века. Единичные образцы датируются серединой XVII-XVIII века, например, сосуд для воды - кенди мастерской Сакаидо Какиэмона (1660). Бытовая утварь мастерских Арита (префектура Сага), Кутани (префектура Исикава), Киото: курильницы-коро, вазы для цветов - ханаикэ, банки для воды-мидзусаси, принадлежности чайной церемонии тя-но-ю, изделия, предназначавшиеся для экспорта, безусловно, не дают полного представления о развитии традиционной японской керамики, но все же позволяют познакомиться с продукцией различных мастерских. Например, с изделиями, изготовленными в мастерских города Кагосима – столице княжества Сацума на острове Кюсю. Особое место в коллекции занимает большая ваза в форме сосуда тяцубо для хранения листьев чая, декорированная изображением цветущих деревьев, бамбука, цветов хризантемы, листьев павлонии и монограммой «Н» под короной, выполненная в Кагосима (середина 1890-х гг.). Аналогичная ваза находится в собрании Государственного Эрмитажа.
Коллекция западноевропейского фарфора включает декоративные изделия, скульптуру, предметы бытового и репрезентативного назначения крупнейших мануфактур XVIII - начала XX вв. – Мейсена, Вены, Берлина, Севра, Челси, Вустера, Спода. Интересными образцами  представлены такие производства, как Нимфенбург, Людвигсбург, Фюрстенберг, Клостер-Фейльсдорф, Гота, Хёхст, Фолькштедт, частные фарфоровые заводы Парижа. Скульптурные группы И.И.Кендлера, П.Райнике, Ф.Э.Мейера, пластика талантливого мастера Йозефа Векерле (1880-1959) «Дама в кресле» (1906), «Арлекин и Коломбина» (1906), созданные в Нимфенбурге под Мюнхеном, а так же «Пьеро с гитарой» - в 1919 году в мастерских Государственного фарфорового завода в Берлине, входят в основную экспозицию Музея.
Образцы художественной продукции конца XVIII – начала XIX века мануфактуры «Этрурия», основанной Джозайей Веджвудом в 1769 году, составляют ядро коллекции английской керамики и фарфора.
Уникальная коллекция русских изразцовых печей середины XVIII -первой четверти XIX вв. насчитывает пятнадцать памятников, представляющих керамические производства Москвы, Калуги, Великого Устюга, Санкт-Петербурга, Вологды. Некоторые из них имеют датированные и подписные изразцы, что является большой редкостью в русском художественном ремесле. Архитектурные детали и изразцы, выполненные в керамических мастерских усадьбы Абрамцево по моделям М.А.Врубеля и К.А.Коровина в 1890-е гг., дают возможность показать специфику технологических и стилистических экспериментов двух талантливых художников-живописцев. Благодаря атрибуции московского искусствоведа Т.Л.Астраханцевой, один из экспонатов коллекции русской керамики обрел имя автора и время создания. Это вазочка балясиновидной формы, декорированная потечными глазурями (на основании – монограмма мастера). Она была создана гжельским крестьянином-гончаром, выдающимся керамистом, изобретателем новых технологий и глазурей Г.В.Монаховым в 1930-е годы.
Фаянсовая продукция мануфактур Италии, Германии, Испании, Голландии, Франции, Англии, России, изделия из глинно-каменной массы (штайнгуты) рейнских мастерских представлены в собрании Музея достаточно полно и разнообразно. Большая часть этой коллекции показана в экспозиции, посвященной истории западноевропейской керамики XV-XIX вв. Овальная ваза-холодильник на птичьих лапах, является одним из редких изделий, изготовленных в первой трети XVII века мастерами Невера - крупного французского керамического центра. Подобный холодильник для вина входит в собрание Музея керамики Севра.
Особую группу составляют 49 предметов эгейского и греческого искусства из раскопок в Гиссарлыке на месте древней Трои, подаренные Музею ЦУТР в 1886 году «Колумбом археологии» Генрихом Шлиманом. Вся коллекция насчитывала около 200 памятников. В 1924 году она была передана в Эрмитаж. Часть ее вернулась в Учебный музей ЛВХПУ в 1951 году. Терракоты, происходящие из мастерских Беотии (центральная часть Греции), например, пластинообразные фигурки «паппады», женские статуэтки и фигурки всадников входят в экспозицию Музея ПИ.
В целом собрание керамики Музея ПИ СПГХПА им.А.Л.Штиглица представляет несомненный интерес для исследователей, специалистов по истории декоративно-прикладного искусства, студентов художественно-промышленный учебных заведений.

 

Г.А.Власова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

©2008 Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица