Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

на главную | о музее | временные выставки | фонды | лица музея | друзья музея | контакты

 

Фонд художественной мебели и резьбы по дереву
   

Коллекция сложилась из экспонатов, переданных в конце 1940- начале 1950-х годов из Эрмитажа, Государственного Русского музея, Московского института прикладного и декоративного искусства, Артиллерийского музея, Государственной инспекции охраны памятников и других организаций. В ее состав входят более 350 образцов европейского, русского и китайского мебельного дела и около 250 памятников резьбы по дереву, относящихся к 15- началу 20 веков. Значительную часть коллекции составляют предметы, выполненные в неостилях во второй половине 19 столетия, как известными французскими фирмами, так и небольшими кустарными мастерскими.

К наиболее ранним памятникам в коллекции относятся французские гребни для волос со специальным отделением для благовоний и ажурной резьбой из самшита и кипариса, датированные началом 15 века. В эту немногочисленную группу входит и кипарисовый напрестольный крест, атрибутируемый школе известного греческого мастера Ласкариса (1500 г.).

Искусство Ренессанса представлено несколькими резными из орехового дерева филенками с характерными гротесковыми мотивами, выполненными итальянскими мастерами.

К раритетам середины 17 века относится напольный кабинет эгеровской работы, раннее входивший в собрание собственного музея Александра III в Аничковом дворце. Его украшают композиции «Времена года», «Двенадцать месяцев» и ваза с цветами, выполненные в технике интарсии и резьбы. Барочные традиции в мебельном искусстве отражают двухстворчатые платяные шкафы, изготовленные в мастерских Данцига и Гамбурга, а так же резные золоченные рамы и зеркала итальянского производства. В экспозиции широко представлены всевозможные стулья, кресла, изготовленные в Италии, Германии, Голландии и Португалии и декорированные тисненой кожей с изображением растительных мотивов, гербов и вазонов с цветами.

К искусству 18 столетия принадлежит ларец германского производства, отделанный красным лаком и вставками из перламутра. Этот образец относится к непродолжительному по времени, но достаточно яркому явлению в мировой художественной культуре – стилю «шинуазри». Особый интерес вызывают образцы золоченой резьбы в стиле рококо, среди которых фрагменты украшений в виде картушей с характерными рокайльными мотивами, выполненные французскими мастерами, обрамление настенного зеркала с гравировкой «Венера и Амур» и высокое зеркало с консолью в стиле «фридерианского рококо».
Разнообразие форм мебели конца 18 – начала 19 века широко представлено русскими образцами. Это диваны, преддиванные столики, ломберные столы, кресла и стулья, выполненные из массива или фанерованные красным деревом, стул и ширма производства фабрики Мельцера, а также горка, изготовленная в мастерских Тура. В фондах музея находятся различные бытовые предметы и изделия русских мастеров. Это прялки, выполненные мастерами Костромской, Ярославской, Нижегородской губернии, вальки, коробочки, образки, пряничные доски Тверской губернии, украшенные традиционным резным или расписным геометрическим узором, растительными орнаментами и фигуративными мотивами.

Увлечение разнообразием исторических памятников мебельного искусства и новые технические возможности 19 столетия нашли свое отражение в епископском кресле с балдахином в стиле французской готики и церковного кабинета, декоративные формы которого напоминают итальянскую архитектуру периода «пламенеющей готики».

В залах музея можно увидеть уникальную коллекцию стульев - скабелло, выполненных в 1850-1890-е годы, как европейскими мастерами, так и воспитанниками училища Штиглица. Простые по своей конструкции, с разнообразием вариантов гротескового орнамента на резных спинках и фигурных ножках, они являются интересными примерами мебели периода историзма. В экспозиции также представлены две копии свадебных сундуков (кассоне), выполненные учениками ЦУТР И.Круковским и В.Лейстом в конце 19 века, а также копия армуара с лионского оригинала второй половины 16 столетия, изготовленная преподавателем класса резьбы по дереву Гаспаром де-Камилли.

К повторениям фламандский поставец и голландский сундук с оригинала 1636 года, рама зеркала итальянского скульптора и резчика по дереву эпохи барокко А.Брустолоне, а также буфет украшенный композицией «Борьба Зевса с титанами» и скульптурками, олицетворяющими стихиями. Он был выполнен южно-немецкими мастерами в 1856 году.

Особое место занимают копии с шедевров французского мебельного искусства 18 века: цилиндрического бюро Людовика ХV, выполненного в 1762-1764 гг. Эбеном и Ризенером, кабинета для минералогической коллекции, изготовленный шведским мастером Хауптом и подаренный Густавом III в 1774 году принцу Канде.

Коллекцию мебели и резьбы по дереву дополняет собрание учебных работ студентов и творческие работы преподавателей кафедры проектирования мебели ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (сегодня кафедра дизайна мебели СПГХПА им. А.Л.Штиглица), насчитывающей более 80 экспонатов. Среди них настольные пресс-папье, бювары, крышки альбомов, различные футляры: для кляссера, пластинок, медалей, украшенные наборной работой, а также мебель для сидения и отдельные корпусные предметы для интерьеров жилой квартиры, гостиниц, кафе и баров; комплекты плетеной и детской мебели. Все они отражают учебный процесс и в тоже время тенденции развития отечественного мебельного производства 1970-1990-х годов.

Многие дипломные и курсовые проекты были выполнены под руководством известных мастеров промышленного искусства и опытных педагогов Училища, таких как профессор Шепилевский М.А. и профессор Борушко Н.Ф., кандидат архитектуры и доцент Пересторониной Г.Ф., доцент Лялин О.Л.

Кроме работ петербургских студентов в собрание входят несколько дипломных работ воспитанников Московского института прикладного и декоративного искусства, выполненные в конце 1940-начале 1950-х годов. Среди них наиболее интересны панно «Основатель Москвы Юрий Долгорукий» (автор Мосягин Л.Н.), резная скульптура «Богатырь на коне» (автор Климушин Н.Н.) и резная створка двери для театра народного творчества «Танцы»


 
   
©2008 Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица