Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

на главную | о музее | временные выставки | фонды | лица музея | друзья музея | контакты

 

   

Коллекция русского и западноевропейского стекла.


Коллекция русского и западноевропейского стекла насчитывает 376 экспонатов.
Самые ранние памятники – сосуды для благовоний арибалл, ойнохоя, амфориск, алабастр (Восточное Средиземноморье) датируются концом VI-V вв. до н.э. Бусы, амулеты, подвески из цветного стекла, изготовленные мастерами Северного Причерноморья в так называемой «технике сердечника», относятся к периоду эллинизма (II-I вв. до н.э.). Эта небольшая коллекция, поступившая в 1951 году из Эрмитажа, ранее находилась в собрании Музея барона Штиглица. Предметы, входящие в эту группу, представлены в экспозиции Коптской галереи Музея ПИ.


Высокие бокалы из бесцветного стекла на цилиндрических ножках с молочной «венецианской нитью» отражают этапы технологических экспериментов английских стеклоделов конца XVII - середины XVIII вв. Прочность и практичность были главными критериями их ремесла. В конце XIX- начале XX века подобные изделия выпускали стекольные заводы Англии и скандинавских стран. Логичное соотношение формы и функции отличает бокал из бесцветного стекла с «пузырьками» на широком круглом основании. Он был выполнен немецкими мастерами в Бранденбурге в тридцатые годы XVIII века. Наиболее полно в фонде представлено немецкое стекло второй половины XIX – начала XX вв. Разнообразные по форме и назначению рюмки, бокалы, фужеры из «дымчатого стекла» зеленоватого и коричневатого оттенка изготовлены в технике выдувания в форму и декорированы рельефными налепами с изображением розетки или так называемой «малинки». Некоторые бокалы повторяют форму средневековых рёмеров – сосудов на высокой конической ножке, обвитой стеклянной нитью. Они представляют стекольное производство немецких фабрик Розенталь, Люстенау, Эренфельд и других. Маленькая стопочка из зеленого стекла с изображением архитектурного сооружения и надписью «Kurhaus Meringsdorf» , декорирована росписью золотом и гравировкой. Это пример типичной немецкой сувенирной продукции XIX века. Особой элегантностью и изящностью отличается чашечка для наливки из бесцветного стекла с ручкой из перевитых нитей. Её украшает роспись золотом с изображением речных лилией в стиле модерн. Набор для вина, включающий кувшин и бокалы, декорирован гравированным гербом и датирован 1912 годом. Изделия отличает высокое качество бесцветного стекла и тончайшее исполнение гравировки.
К рубежу XIX – XX вв. относится коническая стопочка из голубого стекла с цветочной росписью золотом и белой эмалью выполненная на стекольной мануфактуре Фритца Хекерта в Петерсдорфе.


В ином стилистическом направлении развивалось возрожденное в середине XIX века венецианское стеклоделие. Ренессанс муранского стекла связан с именем Антонио Сальвиатти (1816-1890). Позднее в 1877 году производство возглавил Торквато Кастеллани, достигший совершенства в подражании старинным муранским изделиям. Несколько декоративных предметов цветного стекла с росписью и напылением золотом и группа флейтообразных бокалов из рубинового стекла - типичное венецианское стекло последней четверти XIX века.


Коллекция русского стекла представлена единичными или несколькими образцами, представляющими различные производства. Центром отечественного стеклоделия в первой трети XVIII века становится Петербург. Это время по праву называют «золотым веком» гравированного стекла. Примером могут служить бокалы и кубки с изображениями двуглавых орлов, монограмм и растительных мотивов из коллекции Музея, поступившие из Эрмитажа в 1948 году. Они были изготовлены на Императорском стекольном заводе. К этому же производству относится стакан из цветного стекла с портретами императора Николая I и императрицы Александры Федоровны выполненными в технике печати. Так называемые «сувенирные стаканы» с изображением исторических архитектурных памятников Санкт-Петербурга и Царского Села первой половины XIX века составляют небольшую, но разнообразную коллекцию.


К периоду историзма относятся изделия в «персидском стиле» (1870-1880-е гг.) Императорского стекольного завода, например, вазы-лампы из зеленого и голубого стекла, расписанные эмалями и золотом. Они демонстрируют стилевые предпочтения в русском прикладном искусстве последней трети XIX века. К наиболее интересным экспонатам периода модерна относится ваза «Наперстянка», из бесцветного хрусталя с матовой гравировкой и шлифовкой, созданная в 1912 году по рисунку М. Лебедева резчиком ИСЗ В. Новожиловым.


Продукцию Бахметьевского завода в Пензенской губернии второй половины XIX века представляют промышленные образцы бытовой посуды: графины, стаканы, бокалы. Толстостенное стекло обработано в технике алмазной грани и шлифовки, точность и безупречность которых до сих пор являются примером высококвалифицированной работы. Частные стекольные заводы производили продукцию для разных слоев и социальных групп населения России во второй половине XIX века. Лампадки из двух и трехслойного стекла с оптической гранью, лампада из так называемого «агатового стекла», флаконы, кружки, стаканы из рубинового стекла относятся к группе частных стекольных производств. Особое место в коллекции занимают часть парадного десертного сервиза, поступившая в Музей ЛВХПУ им. В. И. Мухиной в 1954 году из Мариинского дворца. Сервиз, включающий графин, бокалы для различных вин, сосуды для щербета, был выполнен в Богемии в 1870-е гг. Богато украшенный золотом, росписью полихромными эмалями, почти закрывающими стекло, он демонстрирует тот кризис эклектизма, который стал явственным к концу столетия.

Кроме того, в фонд входят образцы массового производства стекольных заводов Швеции, Германии, Финляндии первой половины XX века. На стекольном заводе «Восстание» в городе Чудово Новгородской области в 1970 году были изготовлены семь стаканов, проект которых был выполнен известным советским скульптором В.И.Мухиной, чье имя сорок лет с гордостью носило ЛВХПУ.

 

Искусствовед Г.А.Власова

 
   

 

©2008 Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица