Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

на главную | о музее | временные выставки | фонды | лица музея | друзья музея | контакты

 

Фонд скульптуры
   

Фонд состоит из 124 единиц хранения.

Основной фонд скульптуры очень разнообразен по своему составу. Здесь представлена западноевропейская, русская и советская, а также дальневосточная скульптура. Наряду с оригиналами в коллекции находятся копии и реплики, выполненные в том же материале, что и оригиналы, а также гипсовые слепки и оттиски.

Значительная часть оригинальных памятников западноевропейской скульптуры была переведена в Музей в 1946 году из Государственного Эрмитажа, памятники дальневосточной пластики поступили из МИПИДИ, произведения русского народного искусства – из ГРМ, отдельные памятники советской скульптуры – от дирекции художественных выставок и панорам. Отдельные предметы происходят из коллекции МЦУБШ.

В фонде представлена как станковая, так и декоративная западноевропейская скульптура. Старейшие образцы декоративной пластики датируются второй половиной XVII в., старейшие образцы станковой скульптуры – реликварий, имеющий форму бюста Христа, который по своей стилистике может быть датирован XVII в., мраморные рельефы с мифологическими сценами «Диана и нимфа», «Флора и Зефир», датированные XVIII в., а также бюст Марка Аврелия из белого и цветного мрамора, реплика неизвестного мастера XVIII в. (?) по античному оригиналу II в. В фонде также представлены мраморные реплики XIX в. (Западная Европа), исполненные по античным оригиналам, а также копии известных антиков, как, например, декоративные мраморные вазы. Здесь же находится статуя «Вакханка», исполненная в Риме в 1862 г. Джиусом Манселем ди Варсавиа. Эта скульптура происходит из коллекции Музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, куда она поступила вместе с завещанной Музею коллекцией Громова.

В фонде находятся также разнообразные мраморные постаменты для скульптуры, украшенные декоративной резьбой, отдельные фрагменты декоративной резьбы по мрамору, а также резная облицовка камина, исполненная из песчаника, которая датируется XIX в. и происходит из собрания МЦУБШ.

Отдельное место в основном фонде скульптуры занимает коллекция оттисков, выполненных в каменной массе в подражание античным резным камням «Ziberotti impronte musei». Т. I-VI (несколько томов представлены в двух экземплярах). На этих оттисках репродуцированы признанные шедеврами памятники античного искусства и эпохи Ренессанса, представляющие картину эстетических приоритетов конца XVIII – начала XIX вв. В форме альбома оттисков представлено и творчество датского скульптора начала XIX в. Б. Торвальдсена: «Paoletti impronte opere di Thorwalsden». К этой же традиции принадлежит гипсовая отливка с пласта с геммами, копия с оригинала конца XVIII в.

Дальневосточная скульптура представлена преимущественно памятниками мелкой пластики, резьбой по поделочным камням. Большая часть этих предметов происходит из Китая, часть – из Индии и других стран восточного региона и датируется XIX в. Эту группу памятников дополняют отдельные образцы круглой станковой скульптуры.

Большое место в фонде скульптуры занимают копии с произведений западноевропейской и античной пластики. Из коллекции М. П. Бобышева происходят: тонированный гипсовый слепок «Бюста девушки», с оригинала Дезидерио де Саттиньяно (XV в.), раскрашенный слепок с произведения А. Росселино «Мадонна с младенцем», а также тонированный слепок с бронзовой статуэтки Афины. Эти памятники непосредственным образом связаны с историей МЦУБШ.

Наибольшее число гипсовых слепков было передано в Музей в 1996 г. из Государственного Эрмитажа и представляет собой копии античных памятников VI-III вв. до н.э. из собрания Берлинских музеев. Эти копии были исполнены в Ленинграде, в скульптурных мастерских Дирекции художественных выставок и панорам МК с перемещенных памятников Берлинских музеев в 1956-1958 гг.

Среди гипсовых слепков особое значение имеет копия скульптурного портрета М. Е. Месмахера, которая в 1996 г. была передана в Музей его потомками. Это изображение является одним из источников по истории ЦУТР барона Штиглица, поскольку фиксирует иконографию его первого директора, архитектора М. Е. Месмахера.

Русская скульптура представлена в фонде двумя барельефами работы Ф. Толстого (1820 г.) из серии, посвященной Отечественной войне 1812 года. Русскую народную скульптуру представляет коллекция муляжей пряников (гипса, раскраска), созданных в конце XIX – начале XX вв. в Архангельской губернии.

Русская советская скульптура представлена как гипсовыми моделями монументальных памятников руководителям советского правительства, а также представителям русской культуры и науки. В фонде представлены отдельные памятники, связанные с творчеством известных советских скульпторов: В. И. Мухиной, С. Г. Коненкова.

Фонд студенческой скульптуры сложился на основе учебных и дипломных работ студентов Школы Мастеров (конце 1940-х-начало 1950-х гг.) и факультета декоративной скульптуры ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1950-е гг.). Здесь представлены копии с произведений античной, западноевропейской, русской и советской пластики, в том числе декоративная резьба, а также отдельные оригинальные авторские работы как в гипсе, так и в материале.


 
   
©2008 Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица