Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

на главную | о музее | временные выставки | фонды | лица музея | публикации | новости | контакты

 

 

Музейщик с большой буквы.

26 июля Галине Алексеевне Власовой – Главному хранителю Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица исполнилось 70 лет. Сорок шесть из них были отданы музейному делу, которому Галина Алексеевна служила и служит до сего дня верой и правдой. Окончив в 1969 году дневное отделение факультета теории и истории искусств Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, она связала свою судьбу с Мухинским училищем и его музеем (ныне – Музей прикладного искусства Академии им. А.Л. Штиглица).

C 1970 года Г.А. Власова занимала должности старшего лаборанта – хранителя фондов керамики и стекла, позднее – старшего научного сотрудника – хранителя фондов мебели и резьбы по дереву, художественного металла и изобразительного искусства (фонд учебных работ воспитанников Центрального училища технического рисования барона Штиглица и проектов М.Е. Месмахера).

В 1993 году была назначена Главным хранителем Музея прикладного искусства. Ею была разработана и осуществлена новая концепция музейной деятельности. Она выразилась в создании дидактических, обучающих экспозиций, включавших около двух с половиной тысяч экспонатов от IV в. до н.э. и до начала XXI века.

Галина Алексеевна – яркая творческая личность. Она – высокопрофессиональный историк декоративно-прикладного искусства, опытный и ответственный атрибутор, чьи всесторонние и глубокие знания позволили ввести в научный оборот более тысячи произведений. Автор концепций и экспозиций значительных выставочных проектов Музея, Галина Алексеевна неизменно вовлекает в эту работу своих учеников, позволяя им на практике осваивать тонкости данного важнейшего направления музейной деятельности. Такие проекты, как «Итальянская майолика XVI – XVII веков: проблемы атрибуции», «Делфтский фаянс XVII - XVIII веков в контексте стиля шинуазри», «Чайная посуда и сюрту де табли Мейсенской и Берлинской королевских фарфоровых мануфактур XVIII века», « Югендстиль в немецком и датском фарфоре: влияния, новые технологии и мастера», «Загадки дальневосточного фарфора и керамики: язык символов и морфология форм», осуществленные в 1995-2005 годах, позволили предметно представить историю развития ремесел и дизайна. Выставка «Прелесть старины – печать времени», демонстрировавшая изысканные китайские и японские перегородчатые эмали, бронзовые ритуальные и светские предметы XIX – начала XX века, автором которой была Галина Алексеевна, вызвала интерес не только студентов и преподавателей Академии, но и коллекционеров, знатоков, исследователей дальневосточного прикладного искусства. Выставки «История одной кровати: художественная мебель, металл, витражи и изразцовое искусство эпохи Возрождения» (идея, концепция, экспозиция – Г.А. Власова, в соавторстве с Д.В. Легковой, Е.О. Белеховой, А.А. Решетник), «Эволюция стула: период историзма (1830-1890)» (идея, концепция, экспозиция – Г.А. Власова, в соавторстве с Д.В. Легковой), «Путешествия ученых рисовальщиков. Пенсионерские поездки выпускников ЦУТР барона Штиглица 1880-1910-х годов» (в соавторстве с Д.В. Легковой, А.А. Реше6тник, К.П. Гармидер), получили высокую оценку коллег, петербуржцев и ценителей старины из разных городов России. Галина Алексеевна осуществила около трехсот выставочных проектов, как в стенах Музея, так и в других городах России и за рубежом – в Германии, Италии, Финляндии, Норвегии, Швейцарии, Вьетнаме, Франции. Каждая выставка, созданная Г.А. Власовой, становилась заметным событием в культурной жизни города и несомненной творческой, исследовательской удачей, отмеченной средствами массовой информации, телевизионными передачами «Исторический альманах», «Монитор», «2003», каналами «Вести», «НТВ», «Культура».

С 1992 года Галина Алексеевна преподает в разных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга историю декоративно-прикладного искусства, историю художественного металла, историю керамики и фарфора. Ею был подготовлен и на протяжении многих лет читается курс основ экспертизы и атрибуции произведений декоративно-прикладного искусства, музейное и коллекционное дело. Галина Алексеевна - автор более 100 научных статей, многочисленных эссе о творчестве современных ювелиров, художников стекла, текстиля, эмальеров и живописцев. Статьи Галины Алексеевны публиковались в таких периодических изданиях, как журналы «Антик», «Антиквариат: предметы искусства и коллекционирования», «Наш дом», «Юный художник», «Мир металла», в альманахе «Костюм» Нидерландского общества сохранения наследия костюма, в польском издании «Арт и Бизнес» и других.

Г.А. Власова – талантливый и щедрый популяризатор. Её мастер-классы, экскурсии для детей дошкольного возраста, школьников и студентов художественных учебных заведений Санкт-Петербурга и других городов России вызывают самые восхищенные отзывы, направляемые в адрес руководства Академии и Музея. Профессиональная и научно-просветительская деятельность Г.А. Власовой Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина была отмечена присуждением почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», явившегося высоким признанием ее заслуг в деле сохранения культурного наследия России.

На протяжении 8 лет с 1997 по 2005 год Г.А. Власова являлась членом Государственной аттестационной комиссии. С 2006 и до сего дня она рецензирует дипломные работы студентов кафедр художественного текстиля, художественной керамики и стекла, художественной обработки металла. Профессиональный опыт, широкая образованность, знание современных тенденций в декоративно-прикладном искусстве и дизайне дают ей возможность объективно и вместе с тем доброжелательно оценивать первые творческие шаги выпускников Академии. Эмоциональность, неравнодушие, артистизм превращают ее рецензирование в моноспектакли, вызывающие аплодисменты одобрения и восхищения студентов, преподавателей, коллег. Щедро делясь своими знаниями и опытом, неизменно пользуясь среди своих коллег авторитетом, уважением и любовью. Полная планов, задумок, идей Галина Алексеевна принимает активное участие и в жизни Музея, и в жизни Академии.

Доброго здоровья, жизненных сил, творческих свершений!

Ваши благодарные ученики и коллеги.